Страничка из записной книжки
20 июня 86
- Мы больше не будем проводить физчас,- эти слова открыли эру.
Пятиминутка. Когда нас опросили о планах на день, слово взял начальник лагеря:
-Почему у вас метлы валяются под скамейками? Это так неэстетично смотрится! Если вам некуда их складывать - относите после уборки на склад, а утром будете их забирать!
-А с сестрой хозяйкой это согласовано? - спросила Галина.
-Ага! А как я отличу, где Володины мётлы, а где мои? - высказал сомнение в целесообразности предложенного Кириллов.
Затем слово взяла врач лагеря:
-Я прошла по спальням - тяжело дышать в палатах! Чтобы не было спёртого воздуха - проветривайте корпуса!
-Ага! Только прогрели помещение и дети перестали жаловаться - так будем выстуживать!
-Кириллов, что ты всем недоволен?! - строго посмотрел начальник лагеря. - Что бы мы не предложили - ты на все огрызаешься!
И старшая пионервожатая также встрепенулась - стала перечислять кто за какой сквозняк отвечает...
В конце "пятнадцатиминутки" тянувшейся уже 25 минут, слово взял Банников:
- Мы больше не будем проводить физчас!
Он хлестко начал и с напором продолжил:
- Мы с Женей устали от проведения футбольного турнира. У нас нет сил, чтобы проводить физчасы, поэтому теперь физруки только консультируют, а вожатые проводят физчасы. Вот сегодня с третьего отряда и начнем.
Макарова (зевая):
-Всё? Пяти-мину-утка-а окончена.
Мы с Галкой подошли к Ирине Анатольевне:
-Почему физруки отказываются проводить физчас?
-А разве они отказывают-ся-я? - поднимает сонные глаза та.
-Кто сказал, что мы "ОТКАЗЫВАЕМСЯ"? Кто это слышал? - грозно посмотрел Банников на всех вожатых.
-Я слышал! - вскинул голову Кириллов, - Ты сказал: "Мы не будем проводить физчас в третьем отряде".
-Заткнись! - рявкнул на Вовку Банников, - А ты, Коля?
-Нет, я не слышал, - испуганно затряс головой Соловьев.
-Вот видите! - заорал на нас Банников, - Вы лжете! За эту ложь вы будете у меня прощения просить! - он ушел к 1 отряду и стал что-то втолковывать Соловьеву и Снеткову, поглядывая на нас.
Макарова вся зарумянилась:
- Ну, я не знаю. Я ничего не слышала.
20 июня 86г.(пятница)
На совет отряда - Мельниченко Женя и всё 4 звено
На утренней линейке сказать ещё о
1. Мётлы
2. Проветрить корпуса
3. II звено - Чернов
I II III IV
построение 4 1 3
Уборка 1 1
Князева Катя - благодарность от уборщицы
Разговоры
Выговор -2 мельниченко
Отбой 1 2+1
Итог 3 8 10 1
Отбой
Бурлачек - первый лёг +2
Мельниченко, Полунина по +1
Зарядка
Полунина, Немцева по +1
Македонский, Веннерстранд, Бурлачек по -1
Физчас:
Мельниченко -1
Лапта:
2 команды - поле (ловят мяч) и город.
Один подаёт мяч в поле. Город отбивает мяч. Кто отбил - бежит через поле. Кто поймал - может салить убегающих.
город
подающий поле
ждут, когда их выручат
Первыми легли в тихий час:
Цветков +1
Гладков +2
Подрябинникова +1
Конкурс "А ну-ка, мальчики!":
всем звеньям по +1
Полунина +1 за подготовку конкурса
Князева +1 за отличную уборку палаты
Аукцион вещей.
Рассказать про предметы. Кто лучше - тот выиграл. Готовить по сквознякам.
Ключ
Часы
Расчёска
Камень -
придорожный долина
украшение гипс
оружие кремень - добыча огня
орудие труда праща
строительство мумиё
полезные ископаемые базальт
каменный уголь
мозаика
дорога (брусчатка)
памятники
набережные
камень за пазухой
деньги (каменные)
рифы
кимберлитовая трубка
идолы острова Пасхи
каменные бабы
Сценка:
1. Пещера. Мать, отец, ребёнок, мамонт - пошло
2. На берегу озера. Камушки и певцы.
3. Мастерская скульптора. Процесс работы - много непонятных движений.
4. Пирамида. - Нужно много людей
5. Строительство дома. - Нужно много людей.
Песня для сценки:
1. Я на камушке сижу
И на всех вокруг гляжу!
Всё сижу и сижу
И на всех вокруг гляжу.
2. Рядом камушек лежит,
На меня он не глядит.
Только я всё сижу
И на вас на всех гляжу.
3. На него я посмотрел -
И сейчас же пересел.
И теперь на нём сижу
И на вас на всех гляжу.
4. Вот на верх я посмотрел -
Увернуться не успел.
И теперь я не сижу
И на вас я не гляжу.
Вывод (громко скандируют по очереди стоящие у стены):
Не выходите в лес без головного убора!
Не сидите на камнях!
Не глядите подолгу в одну точку!
Не ждите у моря погоды!
На сцене:
полукругом камушки и певицы из 3 и 4 отряда
у стены стоят и поют:
Таня Гришина
Ира Коростелева
Света Лапочкина
Оля Поликарпова
Настя Воротникова
В отряде:
15 - девочек
18 - мальчиков
-Куда сегодня пошёл физрук? - спросили меня дети.
Я проследил за их взглядами:
-В пятый.
-Давай побежим!
-Ещё же копаются!
Отчаянные головы побежали торопить отстающих. Но напоролись на сопротивление - Грб вышел ровно через три минуты:
-А я - вовремя!
И придраться не к чему!
Вымпел на утренней линейке получил пятый отряд.
-Третий отряд! - возмутилась Макарова, - Вы почему не аплодируете пятому отряду? Вы должны радоваться чужому успеху! Как не стыдно!
Раздались жидкие хлопки - мои отбыли номер.
И как это Макарова углядела, что мои не хлопают?
...
После уборки территории Банников пришел в сопровождении Бори Рябинкина. Отряд мы уже построили заранее, и Банников сразу же повел его на поле играть в лапту. Боря сел на траву, я сел на качалку - отряд под присмотром вожатого. Банников объяснил детям как играть и ушел.
Через час Борисов уже сам учил свой отряд лапте.
Музчас. Боря по окончании физчаса провёл музчас. Пели более или менее хорошо, выбрали "Песенку фронтовых шофёров" для инсценировки на вечере военной песни, но отрепетировали всего 1 раз, так как включили музыку в лагере.
Все оторопели: никогда ещё в ЛУЧе днём не играла музыка! Боря обречённо хмыкнул и унёс инструмент.
А музыка гремела! И второму отряду играть она не мешали: Саша Борисов спокойно перекрикивал громкоговорители. А вот мои дети не обладали такими лужёными глотками!
Конкурс "А, ну-ка, мальчики!". Затем, после небольшой подготовки, мы провели конкурс "А, ну-ка, мальчики!". Предварительно все задания были составлены девочками во главе с Полуниной Наташей. Звенья набрали следующее количество баллов:
1 звено - 19 баллов;
2 звено - 22 балла - 1 место;
3 звено - 14 баллов;
4 звено - 20 баллов - 2 место.
Победителям - мальчикам 2 звена были вручены призы - наклейки-аппликации. Так как времени было мало, то последний музыкальный конкурс провести не успели - начался обед.
Конкурс мальчиков
После обеда был объявлен карантин в нашем отряде, так как заболела свинкой Наташа Германович. В отряд, когда дети уже были в постелях, пришли врач и начальник лагеря и объявили новость, предупредили, чтобы на полдник мы пришли, когда поедят все остальные отряды.
На тихом часе дети шептались больше обычного. Вхожу в палату мальчиков и, как обычно сходу, делаю замечание Князеву:
-Cаша!
Через некоторое время повторяю уже строже:
-Са-аша!
Когда и это не помогло взываю к совести по-другому:
-Князев!
Но сеголняшнее солнце, по-видимому, плохо влияло на неокрепшую психику и пришлось применить оружие, опробованное ещё на Кате Герасевой:
-Товарищ, Князев!
От потрясения пакостник затих на этот тихий час!
Мы с Галей думали, как выражать своё недовольство поведением детей, и решили, что сначала замечания делаем по именам, а если не помогает, то переходим к обращению по фамилиям. Но тут был более тяжёлый случай!
День: Подготовка к аукциону знаний. Из-за объявленного карантина на полдник нас пустили позже всех и, когда мы вышли из столовой, все сводные звенья, кроме нашего уже работали. Но все вожатые наших детей брать на подготовку номеров не захотели из-за этого карантина, хотя врач лагеря разрешила моим участвовать. Все с кислыми минами выслушивали моих детей и отсылали прочь.
Издёрганный безрезультатными объяснениями с Борисовыми об отфутболивании моих детей, а также Соловьёвым, который загадочно молчал почему он выпер моих детий и почему основная производительная сила - мальчики первого отряда - была без каких бы то ни было объяснений взята для подготовки вечера, я начал готовить "своё" второе сквозное звено, а Галя собирала по всему лагерю тех, кого уже успели "отпустить" другие очень "сквозные" звенья.
...
Это был последний раз, когда я ещё пытался добиться, чтобы весь "сквозняк" участвовал в мероприятии.
Сам я не представлял, что такое "Аукцион вещей". Его я в инструктивном лагере пропустил, т.к. ездил в Москву на занятия в УМЛ, да к Галке в больницу заходил попутно, поэтому я не представлял, что требуется показать на сцене и сотворить в зале, в слысле, на аукционе.
-Обыграть предмет, рассказать его свойства и по окончании этот предмет тебе вручают, - хором и со смехом сказали мне только что и Борисов, и Соловьев, и Кириллов, кто были в инструктивном.
Пока я добивался от Соловьёва ответа, почему нет мальчиков первого отряда, "сквознячок" разбежался - остались только девочки да мальчики 3 и 4 отрядов.
Вскоре неспешно пришли девочки из первого и второго отрядов и заявили:
-Мы знаем, как правильно обыграть задание: нам Ира сейчас всё объяснила!
Выбор был у нас невелик: пародийная песенка на мотив песни из мультфильма "Как львёнок и черепаха песенку пели", что одобрили детишки из моего и 4-го отрядов, или... кот в мешке, принесённый первым отрядом!
Пусть предлагают! Посмотрим: может, что путное и выйдет!
Первый отряд предложил обыграть похабный анекдот о мамонте и пещерной женщине, потому что в прошлом году это даже на концерте уже показывали.
После "мозгового штурма" у нас были в наличии следующие сценки:
1. Пещера. Мать, отец, ребёнок, мамонт - пошло, но за неё горой стоял первый отряд.
2. На берегу озера. Камушки и певцы - есть и слова и люди.
3. Мастерская скульптора. Процесс работы - много непонятных движений.
4. Пирамида - нужно много людей.
5. Строительство дома - нужно много людей.
Первоотрядницы упёрлись рогом:
- Хотим пошлый анекдот!
- Может, новое что придумаете? - вежливо спросил я их.
- Нет, это очень смешно и пошло, - настаивали девицы.
- Не будем, - остановил их я,- Лучше споем песню о камушке.
Мне удалось убедить надувшихся первоотрядниц и они нехотя взялись за дело. Однако, пошли они на это без энтузиазма, но пошли!
Через час уже и слова все знали и сценку бодро показывали. Зато второотрядницы надулись:
-Все слова и рали старшим отдал нам и делать тут нечего! - это уже Гришина обиженно заканючила.
-Если бы ты раньше слова выучила, пока репетировали сценку.
-А всё-равно на сцене места мало - все не поместятся! - обречённо вздохнул Саша Головин.
Решили сделать пятиминутный отдых и в последний раз прогнать выступление.
Немного задержавшись появились первоотрядницы в сопровождении Ивановой:
-Ну, покажите, покажите класс! - расплылась в улыбке вожатая первого отряда, - Мне можно - я сквозняк не веду и ваши тайны не украду!
Начали генеральную репетицию. Иванова, улыбаясь, внимательно наблюдала за действием.
Сценка окончена.
- Как это смотрится? - побежали девицы-первоотрядницы к улыбающейся Ирине.
- Очень плохо! - скривила губы вожатая первого отряда, - Ужасно! И нужно просто себя не уважать, чтобы участвовать в таком позорище.
- Мы не будем участвовать! - убежали с Ивановой первоотрядницы.
Узнав о демарше Ивановой, Галка предложила:
- Попробуй, предложи первому отряду поставить их сценку, иначе Иванова использует конфликт в своих целях.
Я прогулялся до корпуса первого отряда, где сидели саботажницы. Они опять наотрез отказался участвовать - Иванова их уже взяла в судейскую группу изображать girls, украшающих действие.
-Опоздали! - подытожила развитие событий Галя, - Значит выступим и без них! Да, тут Наташу Германович забрали родители. Меня к ним Полосин вызвал. Я и не успела посмотреть как у тебя дела идут - все её вещи в сушилке и в отряде искали.
Спешно собираем остаток "сквозняка". Теперь уже можно всех выпустить на сцену! И Гришина не ноет, и её со-отрядница Света Лапочкина активно предлагает кое-что изменить. Одним словом всё переделали: все "живые" пойдут на сцену и будут петь и плясать согласно вынужденному экспромт-сценарию!
Забрать ребёнка приехала и мама Ильи Митрофанова. Он очень просился досмотреть выступления, но машина до КБ отходила ровно в 20-00. Мы простились с ним на бегу.
Вечер: Аукцион знаний.
Моя команда выступала не смотря ни на что: потеря тех, кто знал все слова песни и сцены нас уже не могла остановить. На сцене были все отряды сквозняка, кроме первого!
Наш предмет обсуждали последним. Сценку отыграли энергично, вызвав удивление тем, что все вышли на сцену.
На сцене вышедшие дружно проскандировали:
-Ка-муш-ки!!!
И сразу же перестроились - полукругом уселись камушки и певицы из 3 и 4 отряда, а у стены стоят и поют Таня Гришина, Ира Коростелева, Света Лапочкина, Оля Поликарпова, Настя Воротникова.
Песня пошла:
Я на камушке сижу
И на всех вокруг гляжу!
Всё сижу и сижу
И на всех вокруг гляжу.
Рядом камушек лежит,
На меня он не глядит.
Только я всё сижу
И на вас на всех гляжу.
На него я посмотрел -
И сейчас же пересел.
И теперь на нём сижу
И на вас на всех гляжу.
Вот на верх я посмотрел -
Увернуться не успел.
И теперь я не сижу
И на вас я не гляжу.
Затем прозвучали выводы:
-Не выходите в лес без головного убора!
-Не сидите на камнях!
-Не глядите подолгу в одну точку!
-Не ждите у моря погоды!
Выступив, мы были в ажитации: ждали аукциона. Вначале пару свойств камней выкрикнула команда Борисова, потом сказали кирилловцы, заслушали моих подопечных.
Они быстро пересказали всё, что мы отрепетировали:
-Придорожный, долина, украшение, гипс, оружие, кремень - добыча огня, орудие труда, праща, строительство, мумиё, полезные ископаемые, базальт, каменный уголь,
мозаика,
дорога (брусчатка),
памятники,
набережные,
камень за пазухой,
деньги (каменные),
рифы,
кимберлитовая трубка,
идолы острова Пасхи,
каменные бабы!
А вот "священные камни Европы" нам не защитали: Макарова промямлила, что это, мол, идеоматическое выражение, которое не учитывается...
Возникла пауза.
Мы все думали, что это сигнал к окончанию мероприятия и будут оглашены итоги мероприятия, но поднялась председатель жюри Макарова, и краснея, пробормотала, что стыдно быть такими неактивными:
-Неужели никто не знает о камнях больше ничего?
Первоотрядники из сквозняка, записанного за Соловьёвым, встрепенулись и, после мимолётного совещания с Ивановой, начали выкрикивать всё, что минутой раньше говорили мои и кирилловские подопечные. Макарова одобрительно кивала и давала команды записывать им дополнительные баллы.
-Так нечестно! - закричал Кириллов, - Это мы всё уже говорили!
Но судейская коллегия была глуха к критическим выкрикам с мест и благосклонно отнеслась к активности первого отряда.
Итог: под победный вой первого отряда наш предмет вручили Соловьеву в нагрузку к предписанному по сценарию.
Коля, смущаясь(?), молчал, Кириллов возмущался, а Борисов, смеясь, удивлялся и пел:
-За что? За что, о боже мой? За что? За что, о боже мой?
А я получил урок, и в дальнейшем, готовя задания в "сквозняках", делал ставку на 3 и 4 отряды, а тех, кто не хотел участвовать, из 1-го и из 2-го отрядов отпускал на свободную охоту. Впоследствии оказалось, что все вожатые делали аналогично: доверяли лишь своим отрядам.

-Ну и сколько вас осталось? - спросили нас на ночном обходе.
Мы заранее подсчитали и ответили сходу:
-В отряде осталось 33 человека: 15 девочек и 18 мальчиков.
-В изоляторе есть кто?
-Есть. Мельниченко - в изоляторе.
Обход проверил всех по головам: всё совпало!
-Чего сказку не включают? - посетовали мы обходу, - Вы уж там передайте, кому следует!
-Передадим! - донёсся весёлый смех из темноты.
Обход удалился.
Радио молчало.
Товарищ Князев под смех палаты возмутился:
-Галя! А почему меня Володя товарищем называет?!
Ответ Гали вызвал ещё более бурную реакцию:
-Наверное, Володя хочет тебе намекнуть, что ты можешь стать и не товарищем. Подумай об этом, пока ещё товарищ Князев!
Когда наконец воцарилось спокойствие, и мы уже сидели в вожатской, Галя сказала:
-Ты заметил, как только этой Мельниченко нет - сразу же палата мгновенно успокаивается. И ещё, заметь, сразу же Аня Коменданская становится самостоятельной и интересной. Тиранит её эта... забивает... А как только гнёт исчезает - сразу все таланты у неё и проявляться начинают!
Наконец-то мы могли обсудить события дня:
-Из-за художеств "подарков" мы внимания нормальным детям совсем не уделяем! Все силы уходят на преодоление их происков. Вот прибегает Полосин: "Немедленно примите меры!" И не даёт нам времени подключить отряд: в итоге - мы сами по-себе, дети - сами по-себе! Так вся жизнь и проходит! И нечего потом вспомнить будет! А ведь наши дети и сами могут эти пресловутые меры применять! Вот смотри: последнее время от третьего звена нам совсем беспокойства нет.
-Как нет? - удивился я, - А Горбачёв?
-Да! - засмеялась Галина. - Сам Горбачёв доставляет нам неприятности, но не третье звено! Он один закрывает от нас всех! Ворует он от остальных всё наше внимание! А ведь там, кроме него - Инна, Кирилл, Валера, Саша, Вася, Катя, Наташа, Таня! Да он же любому из них в подмётки не годится! Вон Валера Рынсков стихи читает, а Инна фокусы показыват... Даже с Катей интереснее разговаривать, хотя она по школьной привычке всё чужие дела пытается обсуждать, но она от этого постепенно отучается, а этот при мне уже третий год всем вредит, только вредит, и меняться не собирается! А вот Инна их всех построить сумела, хотя пятеро из них старичками числятся! А вот смогла же! Смогла! Ты заметил как? Нет! Значит, могут они самостоятельно управляться и надо им такую возможность давать, а не с "подарками" время даром терять! Никто "спасибо" не скажет, только ругаться прибежит: "По что мою крошку обидели!"
Решив, как поступаем завтра, мы дождались Кириллова.
С порога он посочувствовал нам, напомнив о вечерней несправедливости, о которой мы и забыли думать, обсуждая третье звено!
-Володь, забудь! - сказала Галина, - Ты-то как? Не выдохся?
-Устал! - сознался Вовка, - Ну не слушаются! Особенно этот, ёшкин кот, "сквозняк" достал: никто, кроме ваших пионеров, не слушается, а огрызаются по-полной: нам Саша не велел, нам Коля не сказал...
Фотоальбом 1 смена 1986
На главную страницу
На предыдущую страницу
© Чернов В.А., 2004, 2005, 2006
vladim21@yandex.ru
Используются технологии
uCoz