Страничка из записной книжки

26 июня 86


...



Возвращаясь из Москвы, я прислушивался к жалобному урчанию желудка: к завтраку никак не успевал...
Всё-таки любопытно смотреть на лагерную жизнь из-за забора со стороны: вроде все делом заняты и главное - ты за них не отвечаешь!.. Однако желудок старого добра не помнил и требовал еды. В магазине у входа были рыбные консервы, а консервный нож найду!
Когда миновал домик с закрытой библиотекой, навстречу мне из второга выхода с кухни выглянул молчаливый котломой. На моё приветствие он ответил вопросом:
- Есть хочешь?
Я кивнул и сказал:
- Да!
- Заходи!
Он ввёл меня в святыню, куда допускался только ПЕРСОНАЛ. Стерильный персонал.
Там при входе стоял столик застеленный клеёнкой. Котломой указал на табурет:
- Садись.
За перегородкой лилась вода и переговаривались мойщицы посуды.
Котломой принёс тарелку полную горячего картофельного пюре и двумя(!) котлетами. Я жадно накинулся на еду. На тарелочке лежал хлеб. Появился стакан и в него полилось какао. Наслаждение!
- Это чегой-то ты его пустил? - из цеха появилась мама Горбачёва.
Набычившись она сверлила меня глазами. Некрасивые малиновые пятна проступали на щеках.
Кусок котлеты застрял у меня в горле.
- Их время - есть вместе с пионерами! Опоздал - пусть голодный ходит!
- Человеку ещё работать, - спокойно поднял глаза на орущую работницу кухни котломой, - А ты ешь. На сытый желудок всё спокойней видится.
На шум выглянули посудомойки.
- Ты чем опять недовольна?
- А нечего исключения делать!
- Нечего исключения делать?! - передразнила её Ромашова, - А кто с твоим сыночком заниматься будет?
- А он обязан! Ему за это деньги платят!
- Слушай, уймись! Чтобы с твоим чадом заниматься надо ещё им приплачивать, а ты ему тарелку еды пожалела!
Горбачёва от отпора сникла и отошла от нас, бросая злобные взгляды.
Какао совсем изгладило неприятный осадок инцидента.
С улыбкой котломой открыл мне дверь на улицу, и я шагнул навстречу новым испытаниям.
Перый, кто из педсостава, встретился мне на пустой площади, когда я приехал из Москвы, был Новосельцев. Он сидел на скамейке под деревом:
-Ты приходи в баньку, - ехидно произнес он, - спинку тебе потрем.
-Спасибо, - киваю я, недоумевая. А потом сообразил, что сегодня - банный день.
(-Это я шутил, - позже объяснит Андрей.) Дело в том, что в п/л “Луч” было заведено, что все вожатые и кружководы моют детей. Начинают с 1 отряда и по-порядку до 5-го, чтобы самая горячая вода приходилась на малышей. Хорошо было в 84-м - Юрий Алексеевич был, всего взрослых - 5 вожатых, 2 -физрука, да 3 кружковода. Но в этом году Боря болен микозом, Журавель просто отказался. Борисов приходил мылся сам и ждал под душем своего племянника, мыл его и со спокойной совестью уходил завтракать. Новые физруки предпочитали греться в кабинках, болтая с Соловьёвым или балагуря с детьми, ждущими помывки. Время мальчиков с 7:00 до 9:30 и воду начинали перекрывать для подачи на кухню ещё пока мы с Володей мылили 4 отряд. Разом вся толпа взрослых исчезала, когда приходил 5 отряд. Когда мы с Володей выводили малышей, в сушилке и у 5 отряда было безлюдно так как Осипова Нина, конечно не приходила, чтобы забирать своих пятачков, ибо сразу же после завтрака она была обязана начинать мытьё 5 отряда девочек - их мыли в обратном порядке, но самая горячая вода опять малышам. Уйти с Володей сразу после последнего пятачка нам не удавалось, ибо на пороге возникала старуха и требовала уброрки предбанника и самой бани. Кем она являлась я так и не понял: в 86 году было очень много обслуживающего персонала, гораздо больше, чем в 84-м, и они всё время менялись. Уйдя в первый раз без уборки мы нарвались на резкое неодобрение Полосина. Получилось, что два раза нам с Кирилловым пришлось убирать баню, ибо у нас обслуживающего персонала для контроля за вожатыми было в избытке, и они оперативно доносили прямо Полосину.
Галка была недовольна:
- Уже все давно поели. Мой отряд бегает без присмотра, а тебя все нет!
Вот Галка в мое отсутcтвие попыталась добиться справедливости.
-Тебе повезло, что ты уехал, - сказал мне Кириллов, - Лишь я вошёл и голову намылил, кто-то ударил меня: ”Он ещё мыться сюда пришёл, а мы его отряд мой!” Меня обступили Банников, Снетков, Журавель, Борисов. А Соловьёв сжался у стенки и с испугом смотрит, а Андрею, сам знаешь, драться нельзя. Поорали, пообещали, что с тобой ещё посчитаются, и ушли, бросив в бане меня одного с Андреем, в предбанник, но внезапно вернулись и стояли, пока мы с Андреем не закончили мыть 5 отряд. Затем ушли. ”Мы ещё вас проучим, чтобы знали, как на нас доносить!”- крикнул кто-то из них, уходя, - припоминал подробности Володя, - А потом вошёл Полосин со швабрами и потребовал, чтобы в бане было чисто.
Из бани начали приходить девочки. В отряде становилось всё многолюдней.
-Пока тебя не было приехала мама Уткиной. Она обеспокоилась, что дочь писем не пишет, и решила её забрать. Сама-то Катя говорила: “Я пишу только когда мне плохо, а когда хорошо - нет!” Девочка не хотела уезжать, но поддалась на уговоры. Да и грустная она была вчера, - так я узнал, что Акелу забрали.
Было скучновато без неё, ибо оставшиеся дети занимали уже другие части в сложившемся нашем общем мире. Я вздохнул и переключился на неотложные дела - надо строить отряд на обед.

Андрей Козичев давно предлогал научить нас с Галкой игре “Лабиринт”. Во время тихого часа он объяснил нам правила игры и даже записал их на память чтобы объяснять детям, ведь некоторым он уже показал эту забаву.
Он начертил поле как в “морской бой”, назначил нам разные цвета, чтобы потом не перепутать. В руках у нас было по пустому листу, а он что-то чертил на своём.

Цель игры: найти клад (настоящий) и выйти из лабиринта Правила:( 3-4 “пещерных” человека и ведущий-шаман) 1) Выбрать точку в лабиринте каждому “пещерному”. 2) Ходить лишь: вправо-влево-вверх или вниз. Если, например, вправо - стенка, то ведущий говорит об этом ,“пещерный” ходит снова, пока не пройдёт. 3) В лабиринте: 2-3 танка, 2-3 фауста, 5 пуль, 5 чёрных дыр, - нашедший танк ходит по 2 хода - танк можно подбить фаустом, при этом тот, кто в танке всё теряет, кроме клада и 1 пули, пропускает 5 ходов ( он ранен ) - застреленный “пещерный” другим “пещерным” пропускает 5 ходов. - можно застрелить человека через стенку, стрельнув 2 пулями. - можно подорвать стенку (не на выход) фаустом, образовав проход, и пройти. Капитальную стенку - из лабиринта - ничем не подрывать! Выхода лишь 2! попавший в чёрную дыру выныривает в другой точке лабиринта, не зная где. Например: из 1-й 2345. Поэтому-то шаман и ведёт сводную разноцветную карту. 4. Клады - 2 шт. Один ложный (“кл”). Вышедший из лабиринта с ложным (пустым) кладом ничего не выигрывает. Выигрывает вышедший с истинным кладом, на этом игра кончается. 5. В лабиринте может быть “тарантул” - его путь замкнут, обозначен ““.“тарантул” ходит из точки, выбранной ведущим, по этому пути, по кругу, как ещё один участник , т.е. по очереди со всеми. Попавшего в ту же точку лабиринта “пещерного” “тарантул” кусает, и “пещерный” пропускает 2 хода.

Таковы были правила. Мы пожертвовали дневным сном, зато начали понимать игроков. Теперь можно было на равных беседовать с давно играющими.
Мы сидели почти час. Наши листочки покрылись вязью наших ходов и следами соперника - надо знать где он бродит.

Я - 2ф5п2ц 2ф6п2ц 2ф3п2ц Галя - 2ф3п 2ц

Только я понял, где я нахожусь, как закончился тихий час, но продолжить отложенную игру нам не удалось. Другие дела. Зато около Андрея постоянно сидело по 4-5 ребёнка и, уткнувшись в листочки, что-то чертили. Везде лежали листики, покрытые стрелочками и именами: Володя, Саша, Лёша или Саша, Саша, Олег или

Цветков Илья  3ф3п
 Макадонский Саша
 Дёмин Ал. 3ф3п 1п
 Шифрин Ал. 2ф4п 2ф3п 5ф6п
 Володя 	2ф3п

Через 5 лет мне сказали, что и в 1990-м году ещё играли в “Лабиринт”, но умеющие играть повзрoслели, а следующие за ними не заинтересовались.

Зарничка-1
После полдника в отряде было объявлено военное положение.
Командование на себя взял Шифрин Алик, который готовил всю программу игры с помощью других мальчиков. Были назначены посредники: Кабанов Саша, Филиппов Вася, Саннова Юля и Головин Саша. Разделились на две команды: синие - 1 и 3 звенья, зелёные - 2 и 4. Командиры групп засады - Нечаев Алёша (зелёные) и Клочкова Таня (синие). Командиры разведгрупп - Глазков Кирилл (синие) и Шифрин Алик (зелёные).
В сопровождении вернувшегося из Москвы Володи, Гали, Андрея Козичева и Наташи Космачёвой отряд вышел на место боевых действий.
Сначала по двум разным маршрутам ушли группы засады. Через 15 минут за ними побежали группы разведки. Из-за нехватки времени ни один из флагов найден не был, хотя с приключениями были найдены контрольные поляны и отметки в радиусе 10 метров, от которых должны были быть спрятаны флаги.
Окончательные результаты по количеству штрафных баллов и “убитых” будут подведены завтра, на заседании штаба “Зарнички”. Настроение у детей было восторженное, несмотря на ничейный исход.
Вот что сфотографировал Андрей Козичев:
Зарничка-1 Зарничка-1

Я шёл с засадой СИНИХ (Нечаев, Малышев, Демин, Ляпичева, Воротникова, Подрябинникова), поэтому я знаю только то что видел.
Это о нас потом скажут, что “Синие”Засада: 1) мало ставили стрелок и 2) неточно ставили стрелки.
Исходная точка была металлический ангар за лагерем ОРГРЭС. Как мы с Галей договорились, мы отсчитали от ангара 20 шагов по тропинке и поставили 1-ю стрелку. Затем через каждые 20 шагов мы ставили и ставили стрелки до тех пор пока не достигли облюбованной поляны на полпути между переходом через речушку и поляной, где обычно останавливаются отряды, придя в лес. Это место мы приглядели с Галей заранее, ибо здесь были и кусты и осока и высокая трава и широкая тропа. В осоку мы спрятали флаг. Спрятались за кустами и стали ждать. Появились ЗЕЛЁНЫЕ. Синие их атаковали, пытаясь сорвать погоны. Потом у уцелевших погоны были изжёваны - так сильно они их сжимали, чтобы не дать их сорвать! Спрятанный флаг не нашли, хотя на снимке Малышев стоит почти на нём.
Потом Галина скажет, что ни одной стрелки они не видели, а шли по наитию, справедливо полагая, что засада на них сама нападёт. И это произошло!
У Андрея Козичева, вроде, порядка было по-больше. Он даже сфотографировать детей успел!

На поляне
На поляне
На снимке: Глазков пытается сорвать погон с Ляпичевой. На заднем плане: Воротникова в одиночку противостоит трём СИНИМ и Нечаев с Дёминым не решаются напасть на СИНИХ, зато крайний справа Малышев стоит почти над флагом.
На поляне
На снимке (слева направо): Дёмин(?), Нечаев и Ляпичева заняли оборону, Галя, Головин (как посредник пытается унять схватку), Подрябинникова защищается от СИНИХ.

После ужина ко мне подошёл Соловьёв. Коля мялся и, обаятельно улыбаясь, сказал:
-Это ваши напарницы во всём виноваты. Сказали, что никто ничего не делает, что кружководы манкируют своими обязанностями. Вот все и обиделись на вас с Кирилловым, потому что получается, что вы с ним слухи распространяете.
-А они, разве, что-то делают в бане пока мы с Вовкой вдвоём ломаемся? - удивился я.
Коля замялся.
-Значит, назвать вещи своими именами - это распространять слухи?
Соловьёв потух и отвёл глаза:
-Я хотел тебя предупредить...
-Спасибо, Коля, считай, что предупредил.

Теперь, вымыв свой отряд, я, вслед за ушедшими Борисовым и Соловьёвым, старался тоже уйти. Зато следить, чтобы в бане было убрано, теперь приходил сам Полосин и даже брал швабру в руки. Журавлев же и Новосельцев больше в банный день к бане не подходили.
...
После ужина на совете отряда были подведены итоги дня. Лучшим звеном опять оказалось первое звено.

Фильм. Затем все отряды были приглашены в клуб на фильм “Встреча на Эльбе”. Звук был очень плохой, плёнка часто рвалась. Дети расходились, собрать их было трудно.
Во время фильма Володя был в клубе, а Галя готовила поздравление с Днём рождения Санновой Юле и навестила в изоляторе Феодулову Катю.
Репетицию концерта для работников совхоза “Хотьковский” пришлось отложить, так как музрук Боря Рябинкин ушёл в другой лагерь с 1 отрядом.

Фотоальбом 1 смена 1986
На главную страницу
На предыдущую страницу
Используются технологии uCoz